В российской системе интеллектуальной собственности есть два серьезных недостатка, признает руководитель Роспатента Григорий Ивлиев. Во-первых, это «тревожное» снижение патентной активности университетов и научно-исследовательских институтов. В 2017 году количество заявок на выдачу патентов от них упало на 16%, а общее снижение составило 12% в тот же период: с 41 587 до 36 454 в абсолютных цифрах.

Ивлиев полагает, что такое падение может объяснять тем, что научные учреждения уделяют большее внимание публикациям их работ — практике, которая не дает возможности воспользоваться всеми преимуществами и полнотой прав института интеллектуальной собственности.

«К сожалению, ученые все еще не понимают, что будет после того, как они получат патент», говорит Ивлиев, добавляя, что ученые не знают, как правильно лицензировать, как закрепить их права и как получить достойное вознаграждение за их работу. Это вопросы касаются всех инноваторов.

Этот преувеличенный фокус на публикациях в ущерб патентованию «делает невозможным» для институтов или университетов коммерциализацию самих изобретений, поэтому Роспатент старается поощрять эти организации использовать новый подход.

Роспатент настоятельно рекомендует, чтобы государственные заказчики поясняли в своих контрактах, что исследователи, получившие государственное финансирование на свои работы, на основе их результатов обязаны подать патентную заявку.

«Мы считаем, что исследования, которые финансирует государство, должны быть доведены до той фазу, когда потребители, общество и Роспатент, в частности, увидят, что было создано принципиально новое изобретение»,  говорит Ивлиев.

Одних настойчивых рекомендаций недостаточно. Ещё одной мерой, которую предпринял Роспатент, стало ускорение рассмотрения патентных заявок по итогам работ, профинансированных государством. Совместно с Министерством образования и науки Роспатент ввел практику, по которой подобные заявки имеют приоритет и могут быть рассмотрены экспертизой всего за шесть месяцев по сравнению с процедурой рассмотрения при обычной подаче заявок, которая занимает около 10 месяцев.

Третья мера, возможно, наиболее сложная и трудозатратная, но она может самой эффективной: это образование.

Ивлиев говорит, что ведомство должно сделать «все возможное» для развития образования в сфере интеллектуальной собственности, особенно ввиду его второй серьезной озабоченности по поводу российской системы ИС: «серьезный дефицит компетентных специалистов».

Для решения этой проблемы Роспатент и Национальная ассоциация трансфера технологий в ближайшие месяцы начнут программу профессиональной переподготовки технологических брокеров.

«Кроме того, совместно с Министерством образования и науки мы работаем над возможностью увеличения числа образовательных программ в области ИС, включая соответствующие компетенции в образовательные стандарты технологических и естественно-научных университетов», говорит Ивлиев.

В будущем физики, химики, биологи и фармацевты должны понимать, как правильно сформулировать патентную заявку, должны понять важность ИС как цель их собственных научных работ, исследовательской и предпринимательской картеры, утверждает он.

Что касается контекста, Ивлиев убежден, что в большинстве случаев специалисты по ИС, подготовленные в университетах России, имеют более низкий уровень, чем их коллеги из развитых стран, «и не всегда отвечают реальным потребностям этой сферы».  

Обращаясь к молодежи

Попытка образовывать российских специалистов идет за пределы университетских или профессиональных кругов. Ивлиев объясняет, что Роспатентработает над популяризацией ИС среди детей и молодых ученых. Ведомство работает с образовательным центром «Сириус» и сетью технопарков «Кванториум», которые специализируются на детском научном и техническом творчестве, для демонстрации преимуществ системы ИС.

«В 2018 году мы запланировали множество молодёжных мероприятий, в которых примут участие специалисты Роспатента.

Сегодня мы видим подлинный интерес молодых людей к новым технологиям и науке — у них есть желание трансформировать мир вокруг себя и работать на благо всего общества и всей страны», говорит он.

Распространение идей в самой большой стране мира, регионы которой сильно удалены друг от друга, может показаться сложной, но Ивлиев демонстрирует сильную мотивацию Роспатента по улучшению ситуации в России. Он говорит, что ведомство делает «все возможное» для улучшения перспектив патентования, при этом повышенный он-лайн фокус является лишь одним из достижений службы. Заявители и изобретатели имеют расширенный доступ к онлайн-ресурсам, что облегчает и ускоряет процесс подачи заявки.

«В ближайшем будущем владельцы ИС должны иметь возможность получать все 26 государственных услуг Роспатента через интернет», объясняет он.

Еще одна разработка появилась в сфере больших данных, где Роспатент запустил новые инструменты патентной аналитики — сервисы, «которые помогают определить технологические приоритеты, провести легальную технологическую разведку, изучить рынок и сформулировать стратегии для научно-технологического развития», говорит Ивлиев. Эксперты проводят технологический анализ более 50 ключевых аспектов и формулируют экспертную интерпретацию результатов.

В подготовке этих инструментов и работе с ними способствуют действующие соглашения Роспатента более чем с 70 национальными патентными ведомствами. Недавно подразделение ведомства, которое занимается патентной аналитикой, получило статус «Преквалицированного провайдера патентной аналитики уровня ВОИС» от Всемирной организации интеллектуальной собственности.

«Это даёт нам возможность участвовать в различных международных проектах Организации», объясняет он.

В прошлом году, ВОИС вновь признал Роспатент в качестве международного поискового органа в соответствии с договором о Международной патентной кооперации (PCT). Сегодня Роспатент работает с патентными ведомствами США, Турции, Евразийским патентным ведомством Евразийской патентной организации (ЕАПВ ЕАПО) и другими. Ивлиев объясняет, что представители Роспатента играют активную роль в работе основных органов, комитетов и рабочих групп ВОИС.

В 2017 году Роспатент совместно с ВОИС провел более 10 национальных семинаров по вопросам ИС по всей России. В этом году Роспатент планирует активизировать свою деятельность, начиная с проведения в Москвемеждународной конференции 16-17 апреля. «Цифровая трансформация» посвящена использованию новых технологий в системе ИС и их влиянию на глобальную систему интеллектуальной собственности. В мероприятии будут участвовать представители ВОИС, руководители патентных ведомств стран БРИКС, представители российских министерств и ведомств.

В прошлом году Ивлиев был избран на пост Председателя Административного совета ЕАПО, которая объединяет страны бывшего Советского Союза.

В марте Роспатент и ЕАПО подписали соглашение о доступе экспертов ЕАПО к системе PatSearch, а также организовали программы стажировки и обмена опытом.

Еще одним свидетельством мер Роспатента по расширению сотрудничества стало ратифицированное в феврале 2018 года Гаагское соглашение по промышленным образцам, договор, который упрощает процесс регистрации прав на промобразцы более чем в 60 странах. Последней страной, которая ратифицировала это соглашение в марте 2018 года, стала Великобритания.

Позитивные признаки

Хотя число патентных заявок в 2017 году несколько снизилось, сфера промышленных образцов дает больше надежд на инновации. В прошлом году Роспатент получил на 18% больше заявок по сравнению с 2016 — 6 487 против 5 464 годом ранее, и Ивлиев ожидает дальнейшего роста к концу 2018 года после вступления в силу Гаагского соглашения. В сфере товарных знаков число заявок выросло на 13%, с 64 762 до 73 510.

Несмотря на текущие недостатки, Ивлиев уверен, что в области патентования есть место оптимизму, поскольку большое число заявок поступает в области таких прорывных технологий, как робототехника, 3D-печать, блокчейн и искусственный интеллект. Число заявок с использованием технологии блокчейн составило 285, что более чем в пять раз превышает число таковых годом ранее (54).

Он добавляет, что российские изобретатели имеют отношение к некоторым важным инновациям.

«Например, наши ученые в прошлом году запатентовали блокаторы вирусов гриппа; метод моделирования оценки ущерба, вызванного сетевыми и компьютерными атаками на виртуальные частные сети; устройство управления всплытием подводной лодки, которая не имеет навигации во льдах и способ управления всплытием», рассказывает он.

Заглядывая в будущее дальнейшего развития, Ивлиев подчеркивает, что Роспатент и другие правительственные организации работают над поправками в Гражданский Кодекс Российской Федерации, которые будут совершенствовать структуру географических указаний (GIs). Одна из целей — формализовать процесс их регистрации.

«В России защищено только 134 наименования мест происхождения товаров, тогда как в странах ЕС более 4000 географических указаний.

Мы видим здесь проблему и планируем устранить недостатки, побуждая наших региональных производителей выходить на российский и международный рынки».

Роспатент также работает над Национальной стратегией в области ИС, которая направлена на поощрение создания активов ИС, определение результатов деятельности патентной активности и развитие правовой защиты, говорит Ивлиев.

Григорий Ивлиев уверен, что эти усилия, как и другие образовательные инициативы, помогут остановить снижение числа патентных заявок в России. Но в прошлом году такое снижение произошло, несмотря на то, что «наша наука активно развивается, ее финансирование растет», говорит Ивлиев, указывая, что без внимания к ИС Россия может упустить свои возможности и истощить потенциал в инновационной сфере.

Он ссылается на комментарий, который высказал на международной конференции Роспатента в 2016 году глава южнокорейского патентного ведомства Чхой Тонгё, констатировав, что количество заявок, подаваемых в Роспатент «не отражает научного, исследовательского и технологического потенциала, который есть у российской науки».

Ивлиев говорит, что он полностью согласен с этим комментарием, и он прекрасно понимает, что Россия должна сделать больше, чтобы предотвратить возможное технологическое отставание.

Факты о Роспатенте

•        Роспатент обменивается информацией с более чем 70 национальными и международными патентными офисами

•        2016-2017: падение заявок на выдачу патента составило 12%

•        2016-2017:  рост заявок на промышленные образцы и товарные знаки составил 18% и 13%, соответственно

•        В России защищено 134 наименования мест происхождения товаров