Совсем недалеко от РГАИС, в 20 минутах ходьбы, находится Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской академии наук.

ИПУ РАН существует уже более 80 лет, за это время наука об управлении прошла долгий и насыщенный путь, добилась ярких результатов, обогатилась новыми направлениями, продемонстрировала своё важное место в современном обществе.

В СССР 30-е годы прошлого века решались важнейшие задачи в развитии техники. Особенно это было заметно во флоте и авиации и других областях, имевших огромное значение для повышения военного потенциала страны. Для решения поставленных задач возникла потребность в создании крупного научного центра, в котором возможно было проводить не только серьёзные теоретические, но прикладные исследования в области автоматики и телемеханики.

Институт проблем управления берет своё начало в июне 1934 года, когда Президиум Академии Наук СССР принял решение об организации Комиссии по телемеханике и автоматике. Данная Комиссия, благодаря инициативе академика Кулебакина Виктора Сергеевича, одного из первых военных лётчиков и «отца авиационной электроэнергетики», вскоре стала Институтом автоматики и телемеханики, а затем – ИПУ РАН.

С началом Великой Отечественной войны институт, который размещался в то время в Малом Харитоньевском переулке, эвакуировали в г. Ульяновск, а часть научных сотрудников ушла на фронт.
Не секрет, что Великая Отечественная война застала оборонную промышленность на этапе реконструкции. До середины 30-х годов только 20-25% машин имели автоматические устройства для придания полуфабрикатам необходимой ориентации при подаче к инструменту. Трудоемкость изготовления деталей была велика, а коэффициент использования оборудования – низок.
Фронту требовалось вооружение, снаряды, патроны. Станки вырабатывали миллионы патронов, но каждый патрон, каждую гильзу приходилось примерять с большой точностью несколько раз, прежде чем выпустить с завода. Почти половина рабочих занимались контролем и браковкой, на что уходило много времени. Ручная браковка задерживала изготовление гильз.

Остро стояла проблема автоматического контроля за изготовлением массовых изделий. Многие ученые и конструкторы уже не один год занимались созданием станков, которые могли бы сами, без участия человека, по чертежу изготовить детали или копировать готовую деталь. Такие станки были созданы, однако все они работали с большими погрешностями: и точность их невысокая, и производительность низкая. И причина тут в том, что конструкторы и изобретатели шли наощупь, вслепую, т. к. не было обобщенной теории. Ее надо было разработать.
 
Будущий директор Института и академик, а в ту пору старший научный сотрудник Трапезников Вадим Александрович, возглавил работы по этому важному направлению. Главным исполнителем стал Борис Николаевич Петров – один из основоположников советской космонавтики, работавший с ведущими деятелями ракетостроения: С.П. Королёвым, М.К. Янглелем, В.Н. Челомеем и др. Попову пришлось создать новый метод анализа, «свою алгебру».

В итоге под руководством В.А. Трапезникова для нужд обороной промышленности были созданы автоматы для развесовки сыпучих материалов (порохов) и контроля изделий массового производства, в частности серия автоматов для контроля и отбраковки патронных гильз крупного калибра (станок «ЛОГ», т.е. локального обмера гильз), который много лет спустя демонстрировался в Политехническом музее. Станок ЛОГ мог заменить 12 рабочих и, как впоследствии выяснилось, оказался производительнее и надежнее аналогичных американских станков. ЛОГ вскоре пошел в серийное производство.
 
Также в военное время в Институте решалась проблема разработки систем борьбы с минной опасностью. Борис Степанович Сотсков (со временем он станет д.т.н., профессором, членом-корреспондентом АН СССР) вплотную занимался техническими вопросами, связанными с обороной Ленинграда. С 1942 года, став старшим научным сотрудником Института, он возглавил работы по созданию противоминных и противоторпедных устройств для Военно-морского флота. По совместительству Б. Н. Сотсков преподавал в 1943-1944 гг. в Московском высшем техническом училище.

В наши дни Институт проблем управления РАН ведёт фундаментальные и прикладные работы в области теории управления для самого широкого спектра систем: от технических (летательные аппараты, подводные лодки), производственных (энергетика, логистика, транспорт) систем до социально-экономических и мультидисциплинарных (активные системы, управление здоровьем, информационная безопасность и др.).