…Россия

В это время шла на Восток.

И себе же самой навстречу,

Непреклонно в грозную сечу,

Как из зеркала наяву,

Ураганом с Урала, с Алтая

Долгу верная

              Молодая

Шла Россия спасать Москву.

 

(А. Ахматова, 1942)

На протяжении всех военных лет советские инженеры продолжали вести научные исследования, создавали новые разработки, необходимые фронту. Это способствовало решению важных задач, приближающих Победу, и укрепляло статус нашего государства как научной державы на несколько десятилетий вперед.

Именно в тяжелое военное время были разработаны идеи создания водородного топлива и атомной энергетики, космонавтики и реактивных двигателей, реализованные уже после окончания войны.

Дороги войны. Важную роль в достижении Победы играл железнодорожный транспорт страны. За четыре военных года по железной дороге было осуществлено более 80% всех перевозок. Благодаря им обеспечивалось снабжение армии военной техникой и войсками, боеприпасами, горючим и продовольствием. Санитарные поезда спасали жизни раненых и эвакуировали пострадавших. Пассажирскими эвакуационными поездами в глубь страны были перевезены миллионы людей и целые заводы.

В ходе военных действий были значительно разрушены железнодорожные пути, особенно сильно в западных регионах страны и там, где шли ожесточенные бои. Были разрушены паровозные депо, взорваны и угнаны 16000 паровозов. Подвижного состава катастрофически не хватало.

Но вслед за наступлением армии и перемещением фронта железнодорожные пути восстанавливали. В соответствии с нормами военного времени, монтаж проводился облегченно – укладывали слабые, короткомерные рельсы, не допускавшие больших нагрузок и высоких скоростей. 

На облегченном рельсовом пути нельзя было эксплуатировать мощные, но тяжелые паровозы, производившиеся до войны и обслуживавшие железнодорожную сеть Урала и Сибири. Требовалось быстрое создание новых моделей. Почти все заводы, выпускавшие железнодорожные локомотивы, такие как Коломенский, Брянский, Харьковский и Ворошиловградский были полностью разрушены, и только в 1943 г. было начато их восстановление.

Улучшению ситуации с подвижным составом способствовали поставки небольшой партии легких паровозов из США производства компаний ALCO и Baldwin в конце 1943-го – начале 1944 г., поставляемых в рамках ленд-лиза. Эти поставки облегчили положение на железных дорогах, но необходимость быстрого восстановления собственного производства сохранялась.

Паровоз за 45 дней. Железным дорогам страны требовались достаточно мощные паровозы для грузовых перевозок, недорогие в производстве, обслуживании и эксплуатации, но более легкие и современные. Необходимо было создать современный грузовой паровоз, выпуск которого можно было быстро сделать серийным.

Такая задача была поставлена и успешно решена инженерами и конструкторами Коломенского завода. И в 1944 г. на еще неполностью восстановленном предприятии было организовано производство новых моделей паровозов. Для них были созданы новые цехи и установлено необходимое специальное оборудование. Первый паровоз был построен за рекордный срок в 45 дней. Его назвали «Победой» в честь победы над Германией, а позднее, 14 января 1947 г. переименовали в честь главного конструктора Льва Лебедянского – «Л».

Новый паровоз не уступал зарубежным аналогам, он был и экономичнее, и мощнее американских моделей. Уже в начале 1946 г. производство паровозов «Л» было налажено на Брянском и Ворошиловградском заводах. Самим Коломенским заводом выпускалось ежемесячно в среднем по 8 паровозов. При мощности 2200 л.с. они развивали скорость до 80 км/ч и при этом были более экономичными по сравнению со всеми эксплуатировавшимися грузовыми паровозами. Появление на железных дорогах паровозов «Л» позволило значительно увеличить скорость движения поездов, за счет чего выросла пропускная способность железных дорог. В 1947 г. группа создателей паровоза получила Государственную («Сталинскую») премию.

В память о разработчике в Коломне на бульваре Лебедянского установлен паровоз-памятник серии «Л».

«Без хорошо работающих железных дорог мы не смогли бы осуществлять не только большие оперативные перевозки, но и бесперебойный подвоз материально-технических средств на большие расстояния. Железнодорожники, работая под постоянным воздействием авиации, а иногда и артиллерии, проявили массовый героизм и законно заслужили признательность Красной Армии и всего советского народа», - писал в своих воспоминаниях Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. 

При работе над статьей использованы источники: Раков В. А. Локомотивы отечественных железных дорог 1845—1955.  М.: Транспорт, 1995;  Официальный сайт АО «Коломенский завод» www.kolomnadiesel.com/about/history/ 

Автор Скрябин Олег Олегович