Почему евразийская региональная система охраны интеллектуальной собственности вызывает растущий интерес у бизнеса и какую роль на евразийском пространстве сегодня играет Россия? Эти и другие вопросы агентство РАПСИ задало президенту Евразийского патентного ведомства Григорию Ивлиеву.
 

Григорий Петрович, Вы занимаете пост президента ЕАПВ почти год. С точки зрения сухой статистики, что изменилось за этот год? Какая в данный момент «география» работы ведомства? 

- В прошедшем году евразийская патентная система показала устойчивость и востребованность в условиях глобальной экономической неопределенности. Количество евразийских патентных заявок демонстрирует самые высокие показатели за последние 10 лет: в 2022 году поступила 3731 заявка на выдачу патента на изобретения, что на 2,5% больше чем в очень непростом 2021 году.

За этот год поступили заявки от заявителей из 72 стран. Несмотря на ограничения, существенный, почти двукратный рост показали заявители из Китая – по итогам года они вошли в пятерку стран-лидеров, хотя потенциал их активности остается еще очень высоким. Пользователями евразийской патентной системы стали заявители — резиденты еще двух государств: Королевства Камбоджа и коронного владения Гернси. Таким образом, число государств, откуда к нам поступают заявки, достигло 133.

Какой бизнес больше всего обращается за защитой своих прав?

- По-прежнему наибольшее количество заявок подано на изобретения, относящиеся к органической химии, лекарствам и медикаментам. И это не только последствия пандемии. Этот сектор традиционно является одним из наиболее активных в части патентования. Здравоохранение – та сфера, в которой научно-технические инновации особенно востребованы и социально значимы.

Для анализа трендов и перспектив патентования в области фармацевтики нами совместно с РГАИС был организована первая Евразийская международная конференция IP Евразия, прошедшая в Москве в сентябре. Конференция собрала более 400 участников и 40 спикеров. Главы патентных ведомств, руководители фармкомпаний, патентные поверенные, врачи и изобретатели обменялись мнениями по тенденциям патентной активности в области фармацевтики, химии и биотехнологии. Они также обсудили меры, которые необходимы для реализации научного, технологического и производственного потенциала в медицине на евразийском пространстве.

На вышеупомянутом мероприятии активно обсуждался фармреестр. Вы говорили, что он должен расшириться. Это случилось? 

- Да! В прошлом году был расширен фармреестр ЕАПВ – теперь в него можно включать и национальные патенты по ходатайствам правообладателей. На сегодняшний день фармреестр ЕАПВ содержит сведения в отношении 311 патентов, в том числе двух национальных российских, 211 международных непатентованных наименований (МНН), 344 зарегистрированных на территориях стран ЕАПО лекарственных препаратах. Это инструмент для защиты своих интересов всем, кто разрабатывает передовые лекарственные препараты.

Задача создания евразийского реестра обладающих фармакологической активностью действующих веществ, охраняемых патентом на изобретение, состоит в том, чтобы обеспечить заинтересованных лиц достоверной информацией о правовой охране лекарственных средств и тем самым предотвратить недобросовестные практики, связанные с выходом на рынок препаратов-аналогов (дженериков) до истечения срока действия патента на оригинальный препарат. 

Как ЕАПВ взаимодействует с Роспатентом? Используете опыт российских коллег?

- Стоит начать с того, что Роспатент был и остается одним из ведущих патентных ведомств мира. Ведомство достигло впечатляющих результатов в части цифровизации. ЕАПВ и страны Евразийской патентной организации в значительной степени используют в своей работе опыт российской стороны. ЕАПВ очень ценит поддержку Роспатента, ФИПС и РГАИС в организации обучающих мероприятий. 20 экспертов-биотехнологов и 17 экспертов по промышленным образцам из всех евразийских стран прошли практико-ориентированные стажировки у лучших российских специалистов.

Для евразийского пространства важно использовать опыт Роспатента по цифровой трансформации ведомства. Для Роспатента это хорошая возможность транслировать свои наработки и достижения среди ближайших партнеров. Вслед за Российской Федерацией введена возможность подачи заявок, содержащих 3D-модели, в ЕАПВ и Азербайджанской Республике. В 2022 году ЕАПВ начало выдавать евразийские патенты на изобретения и промышленные образцы в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

ЕАПВ будет продвигать использование российских программных решений в странах региона и создание общего информационного и экспертного пространства на евразийском уровне.

Какие планы у Вас и ведомства на будущий год? 

- Нужно сказать, что ЕАПВ внесло предложение учитывать евразийские патентные заявки при формировании Национального рейтинга научно-технологического развития субъектов РФ. Получение патента с евразийским охватом охраны подразумевает перспективы вывода конкурентной технологии на рынки ближнего зарубежья. А значит, такие разработки обязательно должны быть учтены для полноты данных.

Россия остается двигателем интеграционных процессов. Президент России Владимир Путин в связи с российским председательством в ЕАЭС неоднократно заявлял, что развитие евразийской интеграции – это естественный процесс, не подверженный изменениям политической конъюнктуры. В качестве основных векторов стратегии дальнейшего интеграционного взаимодействия рассматривается укрепление технологического суверенитета евразийских государств, формирование общей инновационной и промышленной базы, а также развитие научных, технических и образовательных контактов.

В этом контексте важна реализация наших предложений по введению единых евразийских патентов на полезные модели, евразийских товарных знаков и формирование общего евразийского экспертно-информационного пространства.

Со своей стороны полагаем, что для эффективной реализации этих векторов необходима скоординированная работа по развитию системы интеллектуальной собственности на евразийском пространстве. ЕАПВ готово совместно с Роспатентом и ведомствами всех государств развивать и продвигать системы интеллектуальной собственности.

Полный текст на сайте первоисточника: РАПСИ