РГАИС еженедельно будет рассказывать о вкладе научных коллективов в Победу в Великой Отечественной войне. Наши студенты и преподаватели публикуют свои эссе о том, как развивалась наука в тот период и о ее восстановлении в послевоенные годы. Подробности в новой рубрике #РГАИСНаучныйполк.

Первый рассказ посвящен истории изобретения советского пенициллина, который спас жизни многих солдат.
_______________________________________________
Микробиолог Зинаида Ермольева – бесстрашная «мадам пенициллин», победившая смерть

Ученый Зинаида Виссарионовна Ермольева (1898–1974) смогла не только победить холеру в воюющем с фашистами Сталинграде, но и получить мировое признание, создав советский пенициллин (крустозин) в тяжелых военных условиях. За это на Западе ее уважительно называли «госпожой Пенициллин». Она чуть не погибла, ставя на себе опыты во имя науки, а ее судьба легла в основу сюжета трилогии В. Каверина «Открытая книга».

Имя Зинаиды Виссарионовны Ермольевой в микробиологии неразрывно связано с победами над холерой и открытием бактериофагов, созданием первого отечественного пенициллина и становлением науки об антибиотиках, а также их широким применением в нашей стране.

Как известно, в 1928 году британец Александр Флеминг открыл пенициллин. Во время Второй мировой войны американцы наладили массовое производство препарата, но технологию хранили в секрете. Советским микробиологам в полевых военных условиях пришлось искать свой «пенициллин».

Именно Зинаида Ермольева в 1942 году получила первый советский пенициллин – крустозин, который стали активно применять в военных госпиталях уже к концу Великой Отечественной войны. В итоге во время Второй мировой войны только три страны обладали лекарствами на основе пенициллина: США, Великобритания и СССР.

История получения первого отечественного антибиотика началась с изучения Ермольевой бактерий Penicillum crustosum в плесени, которую снимали со стен бомбоубежищ. В течение полугода велись клинические испытания. В итоге лекарство запустили в производство и началось его широкое применение.

Так, в 1944 году Зинаида Ермольева прибыла на 1-й Прибалтийский фронт, где вместе с известным хирургом Николаем Николаевичем Бурденко руководила массовым лечением раненых советским антибиотиком. Благодаря применению крустозина смертность бойцов от ран и инфекций снизилась на 80%, а количество ампутаций конечностей – на 20–30%.

Сама Зинаида Ермольева про эксперимент 1944 года говорила так: «Ни заражения крови, ни газовой гангрены… Ни одной отрезанной ноги!».
Когда британский микробиолог Говард Уолтер Флори, разработчик процесса очистки пенициллина (вместе с Флемингом и Чейни удостоен Нобелевской премии по физиологии), прибыл в СССР для сравнительных испытаний американских, английских и советских антибиотиков, он назвал Зинаиду Ермольеву «госпожой Пенициллин», тем самым признав ее заслуги в создании эффективного препарата. С его легкой руки так ее стали называть в западных научных кругах.

С гордостью подчеркнем, что отечественный пенициллин оказался эффективнее английского (28 единиц активного вещества против 20 в 1 мл) и в равной степени эффективным по сравнению с американским.
Впоследствии Ермольевой были получены стрептомицин, тетрациклин, левомицетин, экмолин, экмоновоциллин, бициллин, дипасфен. В 1960 году группа ученых, возглавляемая ею, впервые в нашей стране получила противовирусный препарат интерферон.

За свою долгую исследовательскую жизнь З.В. Ермольева написала более 500 научных работ, в том числе «О лизоциме» (1933, в соавторстве), «О бактериофаге и его применении» (1939), «Холера» (1942), в которой обобщен уникальный 20-летний опыт борьбы и победы над опаснейшей инфекцией, «Пенициллин» (1946), «Пути развития рациональной антибиотикотерапии» (1957), «Антибиотики, интерферон, бактериальные полисахариды» (1971) и другие.

Сегодня имя Ермольевой носят улицы в Москве и в ее родном городе Фролово Волгоградской области, там же ей установлен памятник. Кафедра микробиологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования также носит ее имя. Судьба этой отважной женщины не раз вдохновляла писателей и кинематографистов. Зинаида Ермольева стала прототипом доктора Татьяны Власенковой в трилогии Вениамина Каверина «Открытая книга» и главной героиней пьесы Александра Липовского «На пороге тайны». По мотивам книги Каверина снят одноименный сериал (1977–1979).

Автор: Н. Г. Пономарева
Фото: РИА Новости, Давид Шоломович