Заместитель руководителя Проектного офиса Федерального института промышленной собственности (подвед Роспатента) Андрей Лаенко в преддверии 2.0 Международной конференции “Цифровая трансформация: Фокус на IP” рассказал о ключевых аспектах патентной аналитики.

За последнее десятилетие наука и технологии сделали невероятный скачок в развитии. Квантовые компьютеры, бионические органы, интеллектуальные роботы еще вчера были фантастикой, а сегодня определяют состояние развития экономики. И в этих постоянно меняющихся условиях очень сложно оценивать конкурентоспособность технологий, определять стратегии их вывода на глобальные рынки, искать ведущих исследователей и технологических партнеров.

Однако у инновационных компаний есть один эффективный помощник – патентная информация. Она включает сведения о выданных патентах, заявках, областях приоритетов, стратегиях охраны и других аспектах патентной защиты. При правильном использовании эти данные позволяют определять стратегию развития компании, отстраиваться от конкурентов, искать партнеров, а также порой значительно экономить.

 

Кто и что предлагает?

Технический и бизнес-консалтинг на базе патентной информации в России проводит и Роспатент, и различные коммерческие организации. В зависимости от задач заказчика это могут быть самые разные услуги.

Например, можно заказать комплексное исследование технологий, продуктов и услуг – это отраслевой патентный ландшафт. Он, в первую очередь, помогает определить приоритеты развития, научно-технологическую программу, конкурентоспособность своих технологий.

Есть патентная технологическая разведка. С ее помощью можно провести конкурентный анализ, выбрать технологические направления для инвестирования и стратегию патентования.

R&D антураж позволяет оценить перспективность изобретения, а анализ портфеля патентов – усилить охрану ценных объектов интеллектуальной собственности и провести инвентаризацию ненужных патентов. Вариантов много – все зависит от потребностей и возможностей компаний.

 

Программа максимум

Чем крупнее компания, тем больше потенциал у патентного анализа. Представьте, например, стоимость разработок предприятий уровня “Газпром”, РЖД, “Транснефть”. Им важно понимать, правильно ли они выбрали научно-техническое направления, во что действительно стоит инвестировать и т.д. Поэтому патентная аналитика для таких заказчиков – обязательная процедура.

Например, компания “Газпромнефть” при строительстве завода по производству катализаторов в Омске использовала результаты разработанных патентных ландшафтов для выбора наиболее эффективных технологий и проведения конкурентного анализа. Катализаторное производство полностью закроет потребность в катализаторах для нефтеперерабатывающих заводах “Газпромнефть”. До этого 90% катализаторов были импортными.

РЖД использует патентную аналитику для анализа своего патентного портфеля. Компания ежегодно платила приличную сумму для поддержания патентов в силе. Необходимо было выявить патенты, которые имеют перспективу коммерциализации, а остальные перестать поддерживать - прямая экономия.

 

Патентная аналитика для стартапа

Если крупные компании осознают значимость патентной аналитики и активно пользуются этим инструментом, то стартапы обычно им пренебрегают, а зря. Понятно, что молодая компания не может себе позволить собственный патентный ландшафт – это дорого. Но в свободном доступе есть множество открытых отчетов, которые делаются либо инициативным путем, либо по заказам институтов развития.

Так, например, Роспатент делал для Российского экспортного центра ландшафты по перспективным экспортным направлениям, совместно с Внешэкономбанком – по блокчейну, сейчас гразрабатывается ландшафт по технологиям "Умный город". Более того, есть около 200 патентных ландшафтов на сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Что они могут дать молодым стартаперам? В первую очередь, они указывают на перспективные рынки сбыта. Также с их помощью можно найти конкурентов или партнеров. И самое главное – они могут помочь с патентованием.

Отсутствие культуры патентования у нас приводит к тому, что люди либо вообще не патентуют свои инновации, либо делают это очень криво и теряют потом долю рынка. Тут обычно молодец тот, кто быстрее добежал до каналов сбыта или производства, а не создатель идеи, который не задумался о защите. А ведь схема несложная и вполне доступная.

Если у вас есть инновационное решение, во-первых, нужно провести предварительное патентное исследование. За него не обязательно платить, можно обойтись и своими силами. Есть много бесплатных баз – и российских, и европейских, и мировых. Например, Google Patents, Яндекс.Патенты, базы патентов Европейского патентного ведомства и др. С ними нужно поработать, чтобы понять, отвечает ли решение уровню техники, реально ли оно инновационное.

Если инновационность подтвердилась, можно либо обратиться к патентному поверенному – но специалиста нужно выбирать с хорошим бэкграундом по теме, это недешево, либо проанализировать патентные заявки компаний-лидеров отрасли, чтобы посмотреть, какие стратегии они выбирали для охраны своих решений. На их основе можно написать свою заявку. Дальше уже дело техники, если все заполнено верно.

Ну а в целом патентную грамотность нужно повышать. Всем – от мелких технологических стартапов до крупных корпораций. 23-24 апреля в Москве пройдет конференция “Цифровая трансформация: Фокус на IP”. Хорошая возможность послушать международных экспертов о различных аспектах защиты интеллектуальной собственности. Интересуйтесь темой, следите за новостями, ориентируйтесь на лидеров отраслей и ваш бизнес “скажет” вам спасибо.

 

Оригинал материала