— Президент России Владимир Путин обозначил вектор развития экономики России, который должен быть поддержан прорывными технологиями. Для этого мы должны обеспечить как фундаментальную, так и прикладную науку, — отметил во вступлении модератор, депутат Государственной Думы Владимир Кононов, член Комитета по образованию и науке.

Лидер фракции ЛДПР заявил, что российская наука всегда славилась своими достижениями, которые так и не воплощались:

— Все в России знают, что над электрической лампочкой работали Лодыгин и Яблочков. Но остальной мир знает только лампочку Эдисона, потому что он первый её запатентовал. У нас всегда была в порядке творческая мысль, но вот продать, запатентовать мы не можем. Просто не считаем нужным, — отметил Владимир Жириновский.

Важными мерами поддержки прикладных исследований вице-президент Российской Академии Наук (РАН) Алексей Хохлов назвал обеспечение усиления взаимодействия науки и бизнеса, а также регламентированный переход прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) от организаций разработчикам, поскольку организации часто бывают не заинтересованы во внедрении РИД. По словам Алексея Хохлова, такой переход заслуживает отдельного регламента в рамках закона о науке.

Академик РАН Геннадий Красников, генеральный директор АО «НИИМЭ», отметил, что, по сути, вся наука является прикладной. Вопрос только в сроках внедрения. По словам академика, вся микроэлектроника сегодня работает на технологиях, которые основаны на патенте 1928 года. В законе, по его мнению, необходимо предусмотреть создание консорциумов — эффективную форму сотрудничества науки и промышленности, а приоритет в поддержке должен быть отдан тем, кто доводит научные разработки до практического применения.

— Прикладные исследования это и есть инновации, — отметил академик Александр Румянцев. — Мы должны четко прописать в законе ситуацию с интеллектуальной собственностью, заинтересовать людей. А также принять унифицированную систему управления интеллектуальной собственностью, которая в случае медицины будет учитывать специфику отрасли.

По словам руководителя Роспатента Григория Ивлиева, науке необходимо использовать возможности правовой охраны. Патент — инструмент, с помощью которого наука может участвовать в экономическом развитии страны. Он обратил внимание, что Роспатентом приняты механизмы для ускоренного рассмотрения заявок: в рамках действующего соглашения с Минобрнауки России федеральная служба готова рассматривать патентные заявки в течение 6 месяцев по программам, финансируемым Министерством, а для бизнеса действует механизм ускоренного рассмотрения за дополнительную плату. Но даже стандартные сроки рассмотрения заявок в Роспатенте — одни из самых коротких в мире.

— Между научной публикацией и подачей заявки на выдачу патента нет противоречия. В течение шести месяцев с даты публикации статьи, вы можете подать заявку. А многие об этом не знают. Есть также выставочный приоритет, — рассказал Григорий Ивлиев. — Нет противоречия или выбора, где патентовать — у нас или в США. Нужно патентовать у нас — это дешевле, это быстрее, а в любое другое патентное ведомство мира вы сможете подать заявку в течение 12 месяцев. Более того, через Роспатент по системе PCT вы можете подать заявку на патент в любой стране мира, которая в ней участвует,  — развеял самые популярные мифы о патентовании руководитель Роспатента. Он согласился с Геннадием Красниковым, что патент не всегда можно продать на следующий день после получения, однако РИД нельзя оставлять без патентной защиты.

Григорий Ивлиев в очередной раз подчеркнул позицию ведомства, которое настаивает на стимулировании авторов и повышении степени их правовой защиты. По словам руководителя ведомства достойное вознаграждение не должно быть только доброй волей работодателя. Автор должен быть включен во все этапы реализации и внедрения своего изобретения, а его поощрение должно быть закреплено в законе. Роспатент считает необходимым изменение законодательства о служебных изобретениях, чтобы четко регламентировать взаимодействие автора и работодателя и определить механизмы материального поощрения изобретателя исходя из пользы, которую изобретение приносит организации.

Председатель Комитета по комерциализации и внедрению РИД Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) Михаил Сердюк доложил, что по данным ВОИР на баланс организаций поставлено РИД на сумму всего лишь 843 миллиона рублей, что составляет несколько процентов от средств, затраченных на их получение. Он отметил, что для исправления ситуации необходимо, чтобы с интеллектуальной собственностью начал работать крупный капитал, в первую очередь банковский сектор.

Среди первоочередных предложений ВОИР Михаил Сердюк назвал создание единого регулятора в сфере интеллектуальной собственности, формирование государственного фонда российских изобретений, а также введение «инновационного ваучера», который должен помочь изобретателям патентовать свои разработки или использовать свою интеллектуальную собственность как залоговый актив.

Стенограмма заседания будет доступна на сайте Государственной Думы.