Сенаторы ждут от Роспатента активных действий по поддержке региональных брендов

 

Фото: РИА Новости / Сергей Пятаков

Федеральные власти обязаны энергичнее включаться в защиту отечественных производителей и особенно региональных брендов, которые имеют все шансы стать одним из драйверов развития субъектов Федерации. А среди руководителей региона должны появиться ответственные за реализацию политики в сфере интеллектуальной собственности. Об этом заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

 

«Мы погрязли в согласованиях»

Регистрация и защита уникальных торговых «имён» в регионах — одно из условий прорыва в экономике, обозначенного Президентом России как стратегическая задача развития до 2024 года. Так считает Валентина Матвиенко, которая год назад поручила сенаторам поработать над тем, чтобы к началу 2019 года каждый субъект зарегистрировал как минимум два своих региональных бренда. Предполагалось, что итогом такой работы станет регистрация порядка 200 новых брендов — статус их определялся как «наименование по месту происхождения товара» (НМПТ).

Однако, как сообщил вице-спикер палаты регионов и председатель Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации Ильяс Умаханов, за текущий год подано 36 заявок на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ. Ещё 40 заявок из 22 регионов поступило на регистрацию новых НМПТ. А 28 территорий пока находятся вне этой деятельности.

С одной стороны, это обусловлено «непониманием и неготовностью ряда субъектов Федерации подключиться к этой работе». Чтобы стимулировать регионы, Валентина Матвиенко предложила определить в руководстве субъектов ответственного за реализацию политики в сфере интеллектуальной собственности. При этом должность такого руководителя, по её словам, должна быть не ниже заместителя губернатора, а показатели его работы надо включить в критерии оценки деятельности главы региона предложение. Эти идеи поддерживают в Минэкономразвития — об этом сообщил замминистра Сергей Горьков. Также своё одобрение уже высказали руководители ряда регионов — в их числе глава Крыма Сергей Аксёнов, губернаторы Алтайского и Краснодарского края Виктор Томенко и Вениамин Кондратьев.

Другим тормозом развития региональных брендов являются пробелы в законодательстве и нормативно-правовых актах. Например, правительственный список товаров, которые могут стать брендами в России, не включает в себя драгоценные камни. Из-за этого от зарубежных подделок пока никак нельзя защитить якутские бриллианты. «Мы предложили Правительству новый перечень товаров и изделий с необходимыми дополнениями, которые соответствуют ожиданиям регионов. Но, как говорится, воз и ныне там, мы погрязли в согласованиях», — посетовал Ильяс Умаханов. Предполагается, что это станет одной из тем для обсуждения на ежегодном совещании спикера Совета Федерации со статс-секретарями в декабре.

 

Спецмаркировка для региональных брендов

Госдума рассмотрела в первом чтении поправки, которые позволят брать под правовую охрану «географическое указание» — различие этого статуса с НМПТ в том, что при «указании» не все этапы производства продукта должны осуществляться в одном регионе (пример — для вина часть винограда может поставляться с другой территории). Эту инициативу, подготовленную сенаторами совместно с Роспатентом, как подчеркнула Валентина Матвиенко, в Совете Федерации считают крайне важным принять до конца года.

 

Фото: РИА Новости / Сергей Пятаков

Широкое использование географического указания будет способствовать в том числе и повышению известности региона, росту инвестиций в его развитие, уверены сенаторы.

При этом она отметила, что в отличие от «товарного знака», который организации-обладатели могут продать или «сдать в аренду» и не потерять своей прибыли, географическое указание, напротив, чётко связано с местом происхождения товара. Оно не может быть передано другому лицу, не находящемуся в соответствующей местности. «Уверена, что широкое использование географического указания будет способствовать в том числе и повышению известности региона, росту инвестиций в его развитие. А покупатель, видя на прилавке крымское вино, вологодское масло или башкирский мёд, будет на 100 процентов уверен, что покупает оригинальную продукцию высокого качества», — подчеркнула Валентина Матвиенко.

В связи с этим она предложила использовать опыт Европы, где регионы внимательно следят за тем, чтобы «связанная» с ними по названию продукция соответствовала самым лучшим стандартам. «Даже этикетки на таких товарах маркируются специальным образом. По примеру европейских стран предлагаю и у нас такую продукцию отмечать специальным обозначением», — предложила спикер Совфеда.

 

Наказ Роспатенту

Между тем одной из самых острых проблем остаётся защита бренда. Гендиректор Гжельского фарфорового завода Андрей Резников заметил, что мода «на всё русское», которую сегодня фиксируют эксперты во многих странах мира, не прибавляет доходов нашим производителям, а лишь увеличивает объёмы подделок — в законодательстве пока нет норм, которые бы напрямую защищали отечественные бренды от контрафакта.

 

Фото: Парламенская Газета / Юрий Инякин

Не наведён порядок и внутри России. В частности, это касается продаж минеральной воды на Кавказе. Местные производители сообщили: минералки под этикетками «Кавминвод» было продано вдвое больше, чем добыто на скважинах Ессентукского месторождения! Причина — 16 компаний торгуют водой, не имея на это официальных прав. Но наказать их официальный производитель, увы, бессилен — нет достаточных полномочий.

В Роспатенте пояснили, что правительственное поручение проверить деятельность таких компаний уже есть. Но сенаторов не устроила позиция ведомства: как заявил его глава Григорий Ивлиев, они ждут предоставления фактов нарушения. Валентина Матвиенко считает такой подход неправильным: «Надо действовать! Минеральной воды добывается вдвое меньше, чем продаётся, — какие ещё доказательства нужны? Кого мы обманываем? У нас есть пример в сфере регулирования рынка алкоголя: было решение Правительства — изымать оборудование по производству алкоголя у производителей суррогата. Но пока мы не проявили инициативу и через Правительство не настояли на решении не только изымать, а уничтожать такое оборудование, производители контрафакта просто перевозили его из одного цеха в другой, соседний».

Спикер попросила руководство ведомства разобраться на примере Кавказских Минеральных Вод — какие предложения надо выработать, какие решения принять властям всех уровней, чтобы навести порядок и защитить региональные бренды? И проинформировать об итогах такой работы Совет Федерации.

Оригинал материала