Российская государственная академия интеллектуальной собственности вошла в восьмерку лучших вузов в РФ по результатам независимой оценки качества высшего образования, проведенной при поддержке министерства образования и науки РФ в 2016 г.

«Всего оценивались 503 российских вуза. Из них лучшими согласно рейтингу стали 67 учебных заведений», — сообщил заместитель главы Минобрнауки России Александр Повалко.

Работа проведена во исполнении положений федерального закона о независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования, принятого 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ.

Независимая оценка качества образовательной деятельности вузов учитывает открытость и доступность информации об их деятельности, а также характеристики студенческого опыта обучения. К составляющим студенческого опыта относятся оценки студентами комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, доброжелательности, вежливости и компетентности работников вуза; удовлетворенность студентов качеством образовательной деятельности вуза. 

Поздравляем выпускников Академии и студентов с правильным выбором, а профессорско-преподавательский состав РГАИС, которую возглавляет Иван Близнец, с достойной оценкой их непростого труда.

Оценка информационной открытости в рамках независимой оценки деятельности вузов осуществлялась на основании экспертного анализа сайтов образовательных организаций и наличия на них сведений о педагогических работниках, доступности взаимодействия студентов с сотрудниками подразделений и администрацией по телефону и электронной почте (в том числе, наличие возможности внесения предложений, направленных на улучшение работы вуза), в том числе доступности для студентов сведений о ходе рассмотрения их обращений.

Студенческий опыт обучения оценивался на основании прямого открытого опроса студентов, их родителей и преподавателей вузов. Респонденты оценивали качество работы вузов, наличие в них дополнительных образовательных программ и возможность для развития своих творческих способностей, доброжелательность, вежливость и компетентность их работников по десятибалльной шкале. Всего в опросе приняло участие 108 тыс. респондентов, из которых более 80% – студенты вузов.

На основе собранных данных представлен перечень лучших вузовпо результатам независимой оценки их деятельности по показателям информационной открытости и оценок студенческого опыта обучения. В него вошли более 60 университетов из разных регионов России.

Независимая оценка качества деятельности вузов дополняет оценки по ставшим сегодня традиционными показателям привлекательности и качества образовательных программ (напр., средний балл ЕГЭ у зачисленных на программы бакалавриата и специалитета); масштабов и результативность научной деятельности (число научных публикаций и их цитируемость в расчете на 1 научно-педагогического работника; число лицензионных соглашений; доходы от научных и опытно-конструкторских разработок в расчете на 1 научно-педагогического работника) и другим.

Как отметила на пресс-конференции руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» Наталья Тюрина, оценка проводилась по двум направлениям: опрос респондентов и оценка экспертами сайта вуза. Всего было заполнено 103 557 анкет в 82 регионах России, при этом 88 002 анкеты заполнили сами студенты, остальные - их родители и преподаватели.

Тюрина уточнила, что предметом исследования стало именно качество образовательной деятельности вузов, а не качество образования в них. В рамках исследования было выделено четыре группы показателей: информационная открытость и коммуникация вуза с населением, доброжелательность преподавателей и администрации вуза, удовлетворенность респондентов материально-технической базой и кадрами, а также готовность респондентов рекомендовать вуз своим родственникам и знакомым. По итогам исследования был составлен список из 67 вузов, которые преодолели границу в девять баллов из 10. Большая часть респондентов положительно отметили доброжелательность, вежливость и компетентность работников вузов, а также материально-техническое обеспечение учебного процесса.

«Мы должны отметить высокую лояльность населения к системе высшего образования Российской Федерации. Практически все респонденты рекомендовали бы обучение в своем вузе своим родственникам и знакомым», - сказала Тюрина.

Заместитель министра образования и науки РФ Александр Повалко, в свою очередь, отметил, что система независимой оценки качества образования не влияет на лицензирование деятельности образовательных учреждений. При этом результаты проведения независимой оценки должны быть рассмотрены в обязательном порядке, и на их основании могут приниматься административные решения.

«Мы не подменяем этой системой действующие мониторинги. <...> Министерство образования и науки не формирует на основании этой оценки рейтинг», - добавил Повалко.

Согласно федеральному закону "Об образовании", результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, но "подлежат обязательному рассмотрению" госорганами, отвечающими за управление в сфере образования. Кроме того, на основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги вузов.