В профессиональной среде неоднократно поднимается вопрос о необходимости внесения в российское законодательство положений, расширяющих права создателей результатов интеллектуальной деятельности (далее – РИД) и их правопреемников, путем предоставления им возможности подачи так называемых предварительных заявок и права выдавать лицензию на использование патентуемого объекта еще до его государственной регистрации (лицензирование заявок).

Предварительная патентная заявка позволяет заявителю относительно просто и с минимальными затратами закрепить за собой приоритет на изобретение или полезную модель. При этом законом не устанавливается каких-либо специальных требований к описанию, которое может быть вообще произвольным. По общему правилу подача предварительной заявки осуществляется при условии уплаты установленной пошлины. Зарубежная практика предварительных заявок показывает значительную востребованность данного института. Среди положительных аспектов также можно отметить возможность отсрочки на 12 месяцев подачи оформленной по установленным правилам заявки на выдачу патента на изобретение или полезную модель (патентной заявки) при соблюдении единственного требования – раскрытие сущности технического решения. Таким образом, введение предварительных заявок может вызвать интерес у некоторых категорий заявителей в России (в частности, ВУЗы, НИИ и др.).

В качестве второго дополнительного средства активизации гражданско-правового оборота РИД предлагается рассмотреть возможность введения так называемых беспатентных лицензий на стадии заявок (лицензирование заявок).

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает возможность заключения соглашения о выплате вознаграждения за использование технического решения, на которое подана заявка, а также лицензионного договора на предоставление права использования секрета производства (ноу-хау) (т.н. лицензии на ноу-хау). Кроме того, действующее законодательство не запрещает заключение договора о предоставлении права использования технического решения, заявленного на регистрацию в качестве изобретения, до получения в установленном законодательством порядке патента на это изобретение. Однако специальная норма в законодательстве отсутствует.

Преференции для заявителей, связанные с лицензированием технической разработки на стадии рассмотрения заявки, могут быть такими как:

  • сокращение сроков коммерциализации технического решения, то есть введения технической разработки в гражданский оборот и получение заявителем лицензионных выплат до выдачи патента;

  • упрощение процедуры передачи прав на техническую разработку, а именно: лицензия может предоставляться на основании одного документа, подписанного сторонами, без необходимости заключения соглашения о предоставлении опциона на заключение договора (опцион на заключение договора), опционных или предварительных договоров либо лицензий на ноу-хау;

  • повышение мотивации авторов изобретений путем возможности выплаты вознаграждения за использование технического решения на стадии рассмотрения заявки, что повысит заинтересованность авторов в коммерческом успехе разработки и ее совершенствовании.

Вместе с тем, не все специалисты единодушны в решении вопроса о целесообразности введения подобного рода регулирования в России.

Предлагаем Вам принять участие в обсуждении данной инициативы, заполнив анкету анкету.

Также будем признательны, если Вы сможете представить конкретные предложения и замечания в отношении предложения о целесообразности введения института предварительных заявок и института лицензирования заявок до 26 августа 2016 г., в том числе по адресу электронной почты rospat160@rupto.ru с указанием темы письма «Обсуждение темы предварительных заявок и лицензирования заявок».


Источник: http://www.rupto.ru/press/news_archive/inform2016/Proekt_lizenz