РГАИС - ИОП "Международный центр компетенций"

ИОП "Международный центр компетенций"

  1. СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ-СОИСКАТЕЛЕ
  2. Полное наименование организации-соискателя. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская государственная академия интеллектуальной собственности»
  3. Краткое наименование организации-соискателя. ФГБОУ ВО РГАИС
  4. Форма собственности в зависимости от учредителя. Федеральное
  5. Тип государственной (муниципальной) организации. Учреждение
  6. Полное наименование учредителя (учредителей), ФИО и должность руководителя организации-соискателя Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) руководитель - Ивлиев Григорий Петрович, 121059 г. Москва, Бережковская набережная, д. 30, к. 1.
  7. Юридический адрес, почтовый адрес, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт. Российская Федерация, 117279, Москва, ул. Миклухо-Маклая, дом 55а.
  8. Контактный телефон, e-mail. +7 (495) 330-10-83 inst@rgiis.ru
  9. Официальный сайт. Ссылка на раздел на официальном сайте организации-соискателя с информацией об инновационном образовательном проекте. http://rgiis.ru/ob-akademii/iop
  10. Основное направление деятельности организации-соискателя, в рамках которого реализуется инновационный образовательный проект (ссылка на учредительные документы (устав организации-соискателя)). http://rgiis.ru/files/vuz/document/ustav_fgbou_vo_rgais.pdf
  11. Ссылка на решение органа самоуправления организации на участие в реализации ИОП. http://rgiis.ru/files/vuz/document/reshenie_iop.pdf
  12. Краткое описание организации. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская государственная академия интеллектуальной собственности» (РГАИС) – единственная государственная образовательная организация в России, которая готовит специалистов в области создания, управления, правовой охраны и коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности. В 2010 году институту был присвоен статус Академии. Академия получила статус государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.09.94 № 1542-р. РГАИС создан путем преобразования следующих юридических лиц:
  • Учрежденного распоряжением Совета Министров СССР от 25.07.68 № 1572-р Центрального института повышения квалификации работников и специалистов народного хозяйства в области патентной работы Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР.
  • Всероссийский институт переподготовки и повышения квалификации кадров в области промышленной собственности (ВИПК) Госкомизобретений СССР, учрежденный распоряжением Совета Министров СССР от 10.08.90 № 1300-р.
  • Институт промышленной собственности и инноватики (ИПСИН) Роспатента, учрежденный приказом Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 06.05.92 № 921.
  • Всероссийский институт промышленной собственности и инноватики (ВИПСИ), учрежденный постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 02.08.93 № 747.
  • Российский институт интеллектуальной собственности (РИИС), учрежденный приказом Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 08.08.95 № 1145.
  • Российский государственный институт интеллектуальной собственности, учрежденный приказом Генерального директора Роспатента от 21.06.2000 № 106.
  • Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская государственная академия интеллектуальной собственности», учрежденное приказом Руководителя Роспатента от 24.01.2011г. № 3.
  • Приказом Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам № 63-а от 24.05.2011 г. наименование «Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская государственная академия интеллектуальной собственности»» изложено в следующей редакции: «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская государственная академия интеллектуальной собственности»» (ФГБОУ ВПО РГАИС).

        В 1968 году был создан Центральный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства в области патентной работы (ЦИПК), ставший кузницей дипломированных патентоведов в СССР.

        За этот период институт подготовил сотни тысяч патентоведов для нашей страны и других государств. Были созданы филиалы практически во всех республиках бывшего Советского Союза. Институт  был единственным учебным заведением в СССР, работающим в области интеллектуальной собственности и выпускающим квалифицированных патентных специалистов во всех областях, будь то главные инженеры, начальники патентных отделов или директора предприятий.

        Указом Президента РФ от 12.02.93 № 223 организация подготовки специалистов в области охраны и защиты промышленной собственности была поручена Комитету Российской Федерации по патентам и товарным знакам. Практика применения вступивших в силу законов РФ по правовой охране интеллектуальной собственности, а также рассмотрение вопросов организации на государственном уровне борьбы с нарушением прав интеллектуальной собственности показали острейшую потребность общества в специалистах с полноценной профессиональной подготовкой в этой области. В связи с этим РГАИС с 1998 года проводит подготовку юристов со специализацией в области правовой охраны интеллектуальной собственности, а с 1999 года – подготовку менеджеров со специализацией в сфере экономики и коммерческого использования интеллектуальной собственности в соответствии с лицензией.

13. Официальные статусы организации-соискателя в сфере образования (федеральная/региональная инновационная площадка, федеральная экспериментальная инновационная   площадка,         участник                     международных/федеральных/региональных конкурсов/конкурсных отборов) на момент подачи заявки (наименование статуса, год присвоения/участия в конкурсах/конкурсных отборах, реквизиты документа о присвоении статуса/ сведения об участии в конкурсах/конкурсных отборах). Официальные статусы отсутствуют.

14. Сведения об участии организации-соискателя в конкурсах/конкурсных отборах в рамках государственных, ведомственных, федеральных целевых, региональных программ (с указанием мероприятий, направлений (подпрограмм)), а также информация о достижении предусмотренных указанными программами индикаторов, показателей эффективности и взаимосвязи с реализацией инновационного образовательного проекта. В конкурсных отборах не участвовали.

  1. Опыт успешно реализованных проектов организации-соискателя, включая инновационные образовательные проекты (опыт участия в федеральных, целевых, государственных, региональных и международных программах)

№ п/п

Наименование проекта (программы)

Год реализации проекта (участия в программе)

Виды работ, выполненные организацией-соискателем в рамках проекта/программы

1

Федеральный проект «Кадры для цифровой 

экономики» в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

2020-2024

Совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами.

Трансформация рынка труда, который должен опираться на требования цифровой экономики.

Создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России

Оказание образовательных услуг по повышению квалификации в сфере интеллектуальной собственности в Южном федеральном округе.  Прошли обучение 1600 специалистов.

2

Проект «Создание базовой организации государств - участников СНГ по подготовке кадров в сфере интеллектуальной собственности на базе ФГБОУ ВО РГАИС

 

постоянно

Развитие межгосударственной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации  кадров в сфере интеллектуальной собственности.
Организация и регулярное проведение обучающих семинаров и тренингов для специалистов в сфере интеллектуальной собственности.

Совместное внедрение современных информационно-телекоммуникационных технологий в процесс подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере интеллектуальной собственности

Организация и проведение международных научно-практических конференций, симпозиумов и других совместных мероприятий в сфере интеллектуальной собственности, подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в данной сфере. Разработка и утверждение на заседании МГСИС Планов подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов государств – участников СНГ по различным направлениям и специализациям в сфере интеллектуальной собственности

Разработка и внедрение системы дистанционного обучения с использованием сетевых режимов и ресурсов.

14.1. Опыт успешно реализованных проектов руководителя организации-соискателя (если не совпадает с проектами организации). Указывается за последние 5 лет

№ п/п

Наименование проекта(программы)

Год реализации

Виды работ, выполненные организацией

Проекты (программы) федерального уровня

1.

Федеральная целевая программа «Культура России»

2001-2018

Создание условий для выявления одаренных детей и молодежи и их профессионального становления. Проведение мероприятий во всех субъектах Российской Федерации на базе образовательных учреждений культуры и искусства с привлечением деятелей культуры и искусства;

Проведение мероприятий по организации творческих школ во всех субъектах Российской Федерации;

Создание условий для творческого обмена и профессионального становления одаренных детей и молодежи путем взаимодействия с мастерами столичных вузов в области музыкального, театрального, хореографического и изобразительного искусства;

Проведение всероссийских и международных конференций с целью принятия обоснованных и согласованных с педагогической общественностью решений, разработки современных подходов, перспективных планов и задач по развитию образования в сфере культуры и искусства;

Повышение профессионального уровня педагогических работников, работающих с одаренными детьми и молодежью на базе ВУЗов;

Обновление парка музыкальных инструментов и специального оборудования в  федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования культуры и искусств;

Организация и проведение ежегодно циклов профессиональной переподготовки для специалистов, работающих в библиотеках.

Внедрение системы дистанционного обучения, организация образовательных программ в формате дистанционного обучения.

Проведение конференций, семинаров, круглых столов, конкурсов, поддержка участия российских специалистов в профессиональных;

Разработка и экспертиза нормативной и учебно-методической базы, экспертиза проектной документации и технического оснащения системами защиты от чрезвычайных ситуаций.

Обеспечение федеральных библиотек современным оборудованием для безопасности библиотек и библиотечных фондов, хранения и использования фондов каталогов для безопасного и комфортного пребывания пользователей;

Развитие международного сотрудничества, интеграция отечественного образования в области культуры и искусства с зарубежными творческими школами.

Ежегодное направление от 10 до 35 студентов в рамках студенческого обмена, от 10 до 20 преподавателей на стажировку в зарубежные учебные заведения сроком до двух месяцев, а также проведение зарубежными деятелями искусств  мастер-классов по различным видам искусства в российских учебных заведениях;

Проведение систематических научно-исследовательских работ, направленных на выявление и укрепление модернизационных процессов в отрасли;

Проведение общероссийских и международных научно-практических мероприятий в сфере культуры;

Сохранение научного потенциала отечественной кинематографии.

Выполнение исследовательских и опытно-конструкторских работ для кинематографии.

Публикация научных работ.

Создание объектов ИС, на которые будут получены охранные документы;

Выполнение научно-исследовательских работ направленных на разработку новых эффективных технологий по сохранению памятников истории и культуры;

Выполнение научно-исследовательских работ направленных на разработку новых эффективных технологий по сохранению музейных предметов.

  1. II. АННОТАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ- СОИСКАТЕЛЯ

II.1 ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

 

  1. Наименование инновационного образовательного проекта организации - соискателя.

«Создание инновационного международного центра компетенций в сфере интеллектуальной собственности»

  1. Направление инновационной деятельности, определенное заказчиком в соответствии с нормативным правовым актом Минобрнауки России.

Тематика инновационного образовательного проекта, определенная организацией-соискателем.

Основным направлением проекта является: 

создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей повышение конкурентоспособности российского образования в сфере интеллектуальной собственности (ИС), обновление кадрового потенциала преподавательского и административного состава, обеспечение реализации индивидуальных траекторий обучающихся;

обеспечение потребности в кадрах и компетенциях педагогов в сфере ИС.

Тематика проекта – формирование компетенций в сфере правовой охраны, коммерциализации и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности.

  1. Цель (цели) инновационного образовательного проекта.

Обеспечение глобального лидерства Российской Федерации на мировом рынке за счет разработки и реализации инновационных решений в сфере ИС.

  1. Задачи инновационного образовательного проекта:
  • разработка рекомендаций по внедрению лучших практик для конкретных сегментов рынка на основе выявления и систематизации передового опыта в области ИС (в т.ч. международного);
  • аналитический прогноз перспективных для развития экономики НИР, проводимых за счет бюджетных средств;
  • информационный поиск (патенты и товарные знаки) и верификация данных по запросу ФОИВ;
  • разработка инновационных решений в сфере ИС (законодательных, образовательных, проектных и др.);
  • формирование современных образовательных программ (ОП) для подготовки востребованных специалистов, владеющих современными компетенциями в сфере ИС.
  1. Основная идея (идеи) инновационного образовательного проекта

Основная идея проекта - получение педагогическими работниками компетенций в сфере ИС, необходимых для организации образовательного процесса будущих абитуриентов/слушателей по новым профилям (специализациям) подготовки в сфере профессионального образования, что позволит:

обеспечить формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации в сфере ИС;

создаст условия для устойчивого развития системы ИС в регионах для дальнейшей реализации целей и задач в области инновационного и технологического развития ведущих отраслей экономики  путем совершенствования механизмов создания и управления правами на результаты интеллектуальной деятельности  и приравненных к ним средств индивидуализации.

  1. Период реализации инновационного образовательного проекта (программы)

Проект рассчитан на три года: с 01.01.2021 г. по 31.12.2023 г.

  1. Обоснование актуальности   выполнения   инновационного   образовательного   проекта (программы) (обоснование его значимости для развития системы образования)

Новые экономические и технологические условия требуют создания и реализации подходов по содействию гражданам в освоении ключевых компетенций цифровой экономики, обеспечения массовой цифровой грамотности и персонализации образования. С учетом данных целей с  2018 года реализуется национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» по направлению федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

На сегодняшний день экономика регионов остаётся сырьевой, однако современные мировые тренды обусловливают необходимость развития изобретательской активности. Индустриальное образование в привычном его понимании не позволяет готовить эффективные кадры для такой экономики.

Создаваемый инновационный международный центр компетенций в сфере ИС в цифровую эпоху - это лаборатория идей, мощный центр обмена образовательной информацией, стимулятор наращивания научного потенциала в сфере ИС, но, и в первую очередь, образовательная организация, единственная в своем роде.

В настоящее время дефицит в высококвалифицированных кадрах в сфере интеллектуальной собственности составляет порядка  300 тыс. специалистов по различным  направлениям:

- управленцы, инженеры, патентоведы, юристы, экономисты, техно-брокеры

Основными причинами  патентной стагнации является недостаточность

квалифицированных специалистов в области интеллектуальной  собственности.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская государственная академия интеллектуальной собственности» берет на себя ответственность за внедрение технологий подготовки педагогических работников среднего профессионального и высшего образования по соответствующим профессиональным компетенциям в сфере интеллектуальной собственности для нужд экономики регионов.

  1. Область практического использования и применения результата(ов) инновационного образовательного проекта организации-соискателя с указанием целевой аудитории.

Образовательная деятельность (патентная деятельность, товарные знаки и авторское право):

  1. Бесплатные уникальные сетевые треки в сфере ИС по ОП в области биотехнологий и инженерно-технических направлений (не менее 10 университетов: федеральных, национально-исследовательских, 5-100, опорных вузов, в т.ч. Донской технический университет, Тюменский университет, Воронежский технический университет, Астраханский медицинский университет, Таврический национальный университет) - 10 модулей (дистант, очно-заочно);
  2. Непрерывное образование (реализация программ ДПО на основе on-line-обучения) – 20 программ;
  3. Международные треки (ДПО: 5 программ, вебинары, мастер-классы на ин. яз.) - страны СНГ, БРИКС и др.

Проектная деятельность (проектный офис) в области:

  1. правовой охраны РИД и использования прав на РИД;
  2. трансфера технологий;
  3. разработки стратегий охраны и управления ИС;
  4. разработки новых образовательных технологий для получения знаний в сфере ИС непрофильными специалистами;
  5. анализ информации из разных источников (соцсети, решения судов, форумы) и формирование предложений для госструктур по механизмам взаимодействия внутри систем «вуз-органы власти», «бизнес-органы власти», «бизнес-бизнес», «вуз-бизнес» для эффективного обмена опытом или решения возникающих проблем в разрезе прав на РИД и средств индивидуализации.

Научная деятельность:

  1. НИР в области:

патентного поиска в условиях интернет-вещей, искусственного интеллекта, нейросетей, блокчейна и пр.;

анализа вклада ИС в ВВП страны;

ИС в медиасфере, маркетинговых исследований, поиска идентичных и сходных средств индивидуализации;

экономического стимулирования авторов и т.д.;

  1. технологический аудит, оценка нематериальных активов организаций, инвентаризация прав на РИД и организация их учета;
  2. мониторинг потребностей и перспектив развития отраслей экономики на основе патентного поиска с целью формирования для вузов и НИИ госзаказа (Минобрнауки России) на НИР.

Экспертная площадка для обсуждения:

  1. проектов ФЗ и НПА;
  2. содержания ОП в области ИС;
  3. единой коммуникации между авторами/изобретателями, специалистами в области ИС и органами власти

Поисковая деятельность:

  1. информационный поиск и предварительная оценка патентоспособности заявленного технического решения (по заказу юридических и физических лиц);
  2. верификация данных на изобретение, полезную модель, промышленный образец, свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ.
  3. Материалы, презентующие инновационный образовательный проект (программу) организации-соискателя (видеоролик, презентации, публикации и др.), подготовленные в формате Word, rtf, pdf, PowerPoint, AVI, WMV, MPEG

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИОП

 II ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ-СОИСКАТЕЛЕМ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА